SWOT-анализ - является одним из многочисленных business framework’в - инструмент структурирования мыслей о бизнесе
Как и любой другой framework его использование заключается в обобщении и классификации различных нюансов / особенностей бизнеса / ситуации
Использование SWOT подразумевает размышление над 4 обобщенными категориями, относящихся к бизнесу
S(trengths) - сильные стороны
W(eakness) - слабые стороны
O(pportunities) - возможности
T(hreats) - угрозы
Несмотря на видимую поверхностную простоту инструмента - очень редко можно встретить случае его корректного использования
Для корректного применения нужно сперва понять смысл инструмента, его ценность
ВАЖНО: SWOT-анализ имеет ценность исключительно в контексте последующего СИНТЕЗА планов / действий компании (человека)
Таким образом процедура применения SWOT-framework’a подразумевает три ключевых действия:
Анализ компании (причины)
Анализ внешней среды (причины)
Синтез последующих логичных действий компании на основании первых двух пунктов (следствия)
Типовой пример некорректного применения SWOT-анализа - “размещение” будущих действий компании в “возможностях” или “угрозах”
Зачастую в “возможностях внешней среды” указывают возможные будущие действия компании: создание веб-сервиса (из примера выше), выход на новые рынки, рост продаж и т.п.
Все указанное в “угрозах” - это как раз возможные следствия пребывания студента в среде “Обучение в НГУ”
Качественнее / корректнее указывать причины
“Стресс” - следствие. Большой объем заданий (угроза внешней среды) + низкая стрессоустойчивость (слабая сторона)
“Неопытность” - данный аспект корректнее отнести к слабым сторонам
“Страх” - следствие. Большой объем непонятный заданий (угроза внешней среды) + низкая обучаемость (слабая сторона)
“Загруженность” - следствие. Большой объем работ (угроза или возможность; кому как) + трудоспособность / ответственность (сильная сторона)
“Недостаток времени” - следствие. Та же логика что и в п. 4
При этом если посмотреть на полученный результат с позиции управления, то становится очевидным его практически нулевая ценность по той причине, что в полученном результате нет никакого посыла к действию - просто констатируется некий сценарий безысходности для студента :)
Починим еще некорректные работы SWOT-само-анализа студентов.
“Отчисление” - это не угроза. Это следствие того, что будет если студент “не учится” (слабая сторона) и проявления внешней среды “возможности отчисления” (угроза со стороны НГУ)
“Отсутствие мотивации” - это тоже не угроза. Это либо “слабая сторона”, либо следствие “скучной работы” (угроза внешней среды) и “лени” (слабая сторона)
“Утрата старых друзей” - это не угроза СРЕДЫ. Это возможное следствие от работы в среде (Угроза - отсутствие связи с друзьями)
“Поездка на кейс-чемпионат в Лондон требует больших денежных затрат” - это даже не следствие. Это просто констатация факта :) С позиции управления здесь нет никакой ценности. Логично разнести на “Возможность - финал в Лондоне”. Слабая сторона - “неудовлетворительное финансовой положение / мало денег”. Тогда вырисовывается логичный посыл к действию - раздобыть денег, чтобы не упустить возможность
Большинство действий люди предпринимают интуитивно - сильно не задумываясь, не согласовывая с окружающими, и уж точно не рисуя каждый раз таблички 2х2 :)
Применение логики при принятии решений позволяет:
Повысить уверенность в принимаемых решениях
Увидеть новые возможности к действию (новые ходы)
Повысить степень согласованности в команде (если человек работает не один)
В приведенных примерах корректного применения SWOT-анализа как раз и показан подход использования логики:
Причина (аспект компании) + причина (аспект внешней среды) => Следствие / логичные посыл к действию
data-drive 4 eduai 3 бизнес-модели 10 кейс 6 методология 5 обучение 16 практика 4 пример 2 теория 12 цифровая-трансформация 10 цифровой-помощник 6