SWOT-анализ. Ценность, логика и нюансы использования

SWOT-анализ - является одним из многочисленных business framework’в - инструмент структурирования мыслей о бизнесе

Как и любой другой framework его использование заключается в обобщении и классификации различных нюансов / особенностей бизнеса / ситуации

Использование SWOT подразумевает размышление над 4 обобщенными категориями, относящихся к бизнесу

Аспекты компании:

  • S(trengths) - сильные стороны

  • W(eakness) - слабые стороны

Аспекты ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ:

  • O(pportunities) - возможности

  • T(hreats) - угрозы

Пример применения SWOT-анализа в Neuro Lab! Algorithms


NL!A EduAi SWOT-анализ компании

Несмотря на видимую поверхностную простоту инструмента - очень редко можно встретить случае его корректного использования

В 90%+ случаев люди некорректно понимают категории возможности и угрозы ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Для корректного применения нужно сперва понять смысл инструмента, его ценность

Ценность SWOT-анализа заключается в логическом описании текущего видения ситуации с последующим ЛОГИЧЕСКИМ ОБОСНОВАНИЕМ дальнейших ДЕЙСТВИЙ компании (человека и т.п.)


NL!A EduAi SWOT-анализ компании

ВАЖНО: SWOT-анализ имеет ценность исключительно в контексте последующего СИНТЕЗА планов / действий компании (человека)

Таким образом процедура применения SWOT-framework’a подразумевает три ключевых действия:

  1. Анализ компании (причины)

  2. Анализ внешней среды (причины)

  3. Синтез последующих логичных действий компании на основании первых двух пунктов (следствия)

Типовой пример некорректного применения SWOT-анализа - “размещение” будущих действий компании в “возможностях” или “угрозах”

Зачастую в “возможностях внешней среды” указывают возможные будущие действия компании: создание веб-сервиса (из примера выше), выход на новые рынки, рост продаж и т.п.

Пример - SWOT-само-анализ студента:


NL!A EduAi SWOT-анализ компании

Все указанное в “угрозах” - это как раз возможные следствия пребывания студента в среде “Обучение в НГУ”

Качественнее / корректнее указывать причины

Пример как можно “пролечить” данную работу:

  1. “Стресс” - следствие. Большой объем заданий (угроза внешней среды) + низкая стрессоустойчивость (слабая сторона)

  2. “Неопытность” - данный аспект корректнее отнести к слабым сторонам

  3. “Страх” - следствие. Большой объем непонятный заданий (угроза внешней среды) + низкая обучаемость (слабая сторона)

  4. “Загруженность” - следствие. Большой объем работ (угроза или возможность; кому как) + трудоспособность / ответственность (сильная сторона)

  5. “Недостаток времени” - следствие. Та же логика что и в п. 4

При этом если посмотреть на полученный результат с позиции управления, то становится очевидным его практически нулевая ценность по той причине, что в полученном результате нет никакого посыла к действию - просто констатируется некий сценарий безысходности для студента :)

Починим еще некорректные работы SWOT-само-анализа студентов.

Угрозы:

  1. “Отчисление” - это не угроза. Это следствие того, что будет если студент “не учится” (слабая сторона) и проявления внешней среды “возможности отчисления” (угроза со стороны НГУ)

  2. “Отсутствие мотивации” - это тоже не угроза. Это либо “слабая сторона”, либо следствие “скучной работы” (угроза внешней среды) и “лени” (слабая сторона)

  3. “Утрата старых друзей” - это не угроза СРЕДЫ. Это возможное следствие от работы в среде (Угроза - отсутствие связи с друзьями)

  4. “Поездка на кейс-чемпионат в Лондон требует больших денежных затрат” - это даже не следствие. Это просто констатация факта :) С позиции управления здесь нет никакой ценности. Логично разнести на “Возможность - финал в Лондоне”. Слабая сторона - “неудовлетворительное финансовой положение / мало денег”. Тогда вырисовывается логичный посыл к действию - раздобыть денег, чтобы не упустить возможность

Еще раз. Ценность SWOT-анализа - в описании и создании логической базы для обоснования последующих логичных действий. Для действий “по науке”

Большинство действий люди предпринимают интуитивно - сильно не задумываясь, не согласовывая с окружающими, и уж точно не рисуя каждый раз таблички 2х2 :)

Одна из сутей менеджмента - в применении логики для обоснования решений, будущих действий

Применение логики при принятии решений позволяет:

  1. Повысить уверенность в принимаемых решениях

  2. Увидеть новые возможности к действию (новые ходы)

  3. Повысить степень согласованности в команде (если человек работает не один)

В приведенных примерах корректного применения SWOT-анализа как раз и показан подход использования логики:

Причина (аспект компании) + причина (аспект внешней среды) => Следствие / логичные посыл к действию

data-drive 4 eduai 3 бизнес-модели 10 кейс 6 методология 5 обучение 16 практика 4 пример 2 теория 12 цифровая-трансформация 10 цифровой-помощник 6