Первая часть интервью с CEO Neuro Lab! Algorithms Дмитрием Марковым о теории и практике применения современных цифровых технологий в образовании:
- Нам - нужен. В нашей компании большинство сотрудников - практикующие преподаватели (НГУ). Все наши продукты, позволяющие повысить качество учебного процесса, мы, в первую очередь, делаем для себя и обкатываем в своей практике
До сих пор помню как первый раз проводили тестирование на паре в НГУ через нашего первого чат-бота: больше сотни студентов в аудитории с удовольствием работали через свои гаджеты - тысячи автоматически проверенных заданий в режиме реального времени и море позитива
В отличии от сложного чат-бота, наш новый сервис цифрового обучения EduQuiz - доступен всем желающим
- Образование - мега-консервативная среда, конечно же. В этом плане да - мы бежим далеко впереди паровоза :)
Но если трезво взглянуть на ситуацию - люди уже рождаются с гаджетами… но вы хотите их запретить? Не самая разумная позиция
Даже если вы против гаджетов на уроках… но вне стен класса; аудитории - ученик все равно с ним (пройдитесь по коридору любой школы на перемене :)
Подавляющий объем внимания современных людей - в гаджете (речь не только про детей). И в этом плане идея: использовать гаджеты для решения образовательных задач - совсем не кажется безумной
- В первую очередь нужно перестраивать свое мышление на новый лад - в идеале как можно скорее избавиться от инерции мышления.
Смартфон - это не просто электронная версия старой-доброй тетради и учебника, которая просто экономит бумагу
Смартфон - это функционал; иная культура работы с данными. Обучение через смартфон - это новая модель учебного процесса, в конце концов
- Я бы назвал это так - “становиться более клиентоориентированным”…
- Это кощунственно звучит для тех, кто телефоны запрещает :)
- Мысль предельна проста: каждый учитель (преподаватель) - любит и ценит внимание аудитории, это очевидно.
Но! Также очевидно, что 99% учителей проигрывают конкуренцию за внимание гаджетам учеников на временном отрезке 10 и более минут!!!
Я провожу тренинги по менеджменту на программах дополнительного образования - для взрослых. Типовая картина для этапа лекции - большинство участников - в гаджетах. И у меня нет возможности отобрать телефон, выставить из аудитории, вызвать родителей :))))
- Как раз клиентоориентированно и звучит
Внимание ученика в гаджете - значит надо поступиться своим эго (внимание ученика на учителя) и “идти” туда
А когда вы туда “придете”, то вы откроете для себя волшебный функционал, способный кардинально изменить изменить работу преподавателя, сам учебный процесс
- Повышение производительности труда учителя, рост качества учебного процесса, гарантированное повышение уровня знаний, дополнительные позитивные эмоции у учеников
- Пожалуй, самая фундаментальная функция в цифровом обучении - способность выдавать моментальную обратную связь ученику Обобщенно обучение сводится к следующему циклу:
Ученик запрашивает задачу
Гаджет предоставляет задачу (моментально)
Ученик решает задачу, вводит ответ
Происходит моментальная проверка ответа и предоставляется обратная связь
Ученик запрашивает следующую задачу
Ключевой здесь пункт 4 - моментальная обратная связь (feedback)
Моментальная обратная связь запускает в мозгу ученика дополнительные химические реакции, которые приводят к выработке нейромедиаторов -дофамина (часть “системы вознаграждения”), серотонина (“гормон хорошего настроения”), адреналина и др.
При этом чем сложнее / комплекснее обратная связь (правильно / неправильно; пояснение к решению; начисляются баллы; отражается перемещение ученика в рейтинге и прочее) - тем больше удовольствия получает ученик
И далее уже запускается механизм “стимул-реакция” - ученик самостоятельно начинает запрашивать новые задачи; происходит то самое погружение в состояние потока - мечта любого учителя / преподавателя
- Время, внимание, детали обратной связи
Вот у меня дочка сделала домашнее задание по математике - решила 5 задач на умножение дробей. Сдала тетрадку на проверку, когда она получит обратную связь от учителя?
- Это в лучшем случае. А может получит обратную связь и через два-три дня
Даже в лучшем случае - обратная связь через сутки - это через 86.400 секунд. На 5 порядков больше, чем при цифровом формате обучения !!!
- Не согласен. Обратная связи через 86.4000 секунд после действия ученика - это уже весьма некачественная обратная связь
За такой промежуток времени ученик, скорей всего, может и забыть, что он там делал (уж в деталях точно) - за что ему двойку или пятерку поставили. Теряется связь в механизме “стимул-реакция” - оценка (как обратная связь на решение задачи) становится вещью самой в себе
Далее про качество обратной связи от человека: приведенный пример с домашним заданием моей дочери - решила пять задач в одном задании, а сколько оценок получит?
- При этом некую интегральную, исходя из политики оценивания учителя
По каждой отдельно взятой задаче - обратной связи не будет
- Да, да! Красной ручкой
Все мы через это прошли, у всех этот образ глубоко в подсознании закрепился
А эти пометки, красной ручкой - они к позитивной или негативной обратной связи относятся?
- Вот именно. Открываешь тетрадь - а у тебя вся страница красным исчиркана. Тот еще стресс… или апатия
А за правильно решенную задачу “чиркать” не принято - позитивная обратная связь от учителя не идет
- Мы это обсуждали. Учитель оценивает одну работу ученика - интегрально
Ученик решил 2 задачи верно, 3 - неверно, какую оценку он получит?
- Но ведь две задачи решены верно!!! Пускай в целом получит “два” за работу, но за 2 верных позитивной обратной связи уже не будет же!!!
- Я бы сказал иначе - это невозможно! Невозможно при массовом обучении
Индивидуально - я свою дочку хвалю за каждое верное действие. Массово же - такое невозможно. Один учитель не сможет индивидуально, системно, постоянно хвалить десятки учеников … да еще и в режиме реального вмемени
Это уже за гранью человеческих возможностей
- Конечно! Железный конь приходит на смену крестьянской лошадке!
Выдача обратной связи - это типовое рутинное действие, которое легко автоматизируется
Учитель единожды задал правила проверки задания и вознаграждения (обратной связи) - далее все происходит без его участия
- Да! Как и у человека - у алгоритмов тоже есть пределы возможностей!
Результаты творческих работ, развернутые мысли - не могут быть проверены алгоритмами; это вотчина человека
Но, тем не менее, обратная связь по результатам проверки человеком все равно может быть автоматизирована
У нас есть пример: на онлайн-курсе “Основы финансов” около 5% заданий требуют от учеников написать ключевые тезисы - свое понимание изучаемого материала. Эти тезисы мы проверяем вручную: каждый тезис оценивается преподавателем от 0 до 10 баллов
Но после того как оценка выставлена - автоматически запускается механизм обратной связи: ученику высылается уведомление, заработанный балл суммируется в общую копилку ученика, происходит перерасчет (движение) в рейтинге всех учеников курса
Обратите внимание - поступает 3 вида обратной связи на решение одной задачи!!!
- Давайте, а то, что-то много уже материала получилось
- Совершенно верно. Нужно идти от решаемой задачи, а не от того, “что так учили столетиями”
- При этом в первую очередь речь идет не о контенте, а о функционале!
Речь не о том, что вместо чтения лекций я запишу видео и пусть все его смотрят - “учатся”
В первую очередь речь об автоматизации проверки задач, решаемых учениками: массовая моментальная проверка с выдачей комплексной обратной связи - именно в этом заключается педагогическая красота применения цифровых технологий в образовании
- Еще раз - в нашей практике это уже случилось
- И мы помогаем использовать наши технологии всем желающим.
Это уже происходит!
- Согласен. С удовольствием поделюсь кейсами!
data-drive 4 eduai 3 бизнес-модели 10 кейс 6 методология 5 обучение 16 практика 4 пример 2 теория 12 цифровая-трансформация 10 цифровой-помощник 6