Сложившийся веками стереотип: говорим “обучение” - подразумеваем классно-урочную систему (все мы через это прошли)
Однако жизнь эволюционирует и все больший тренд набирает так называемое “микрообучение”
Оказывается, для решения образовательных задач совсем не обязательно запирать ваших учеников в аудиториях на 40 и более минут. Современные технологии позволяют решать образовательные задачи микро-активностями - по 5-7 минут обучения в день (так и происходит у наших клиентов)
Микрообучение (microlearning) — совокупность образовательных технологий, обладающих, по крайней мере, тремя характеристиками:
короткая продолжительность единиц контента
сфокусированность на конкретном результате обучения
гранулированность контента
мультиформатность и мультиплатформенность
Актуальность и неизбежность микрообучения обуславливаются очевидным трендом - возрастающей борьбой за внимание человека. Объем информации растет по экспоненте, через гаджет человек постоянно включен в глобальное информационное пространство
Причины использовать микрообучение:
Ни для кого не секрет, что основной враг обучения - скука. Организация обучения через механику микрообучения - самый короткий путь к погружению обучающегося в состояние потока (не скучно, не сложно; запускается процесс щелканья семечек)
Для учащихся и, конечно, для нас, невозможно сосредоточиться на задаче в течение длительного периода времени без паузы. Это из-за приливов и отливов нашей энергии.
Обычно через 60-90 минут наша бдительность снижается. В течение этого времени мы, вероятно, отойдем от стола, или посмотрим в окно, или подумаем о чем-то другом - мы, вероятно, сделаем паузу.
Учащиеся оперируют текущими формами активности и отдыха. Вот почему предоставление им модулей электронного обучения микро-размера, когда они находятся на пике своих энергетических уровней, часто приводит к успешным результатам. Этот формат контента напрямую говорит об их, по-видимому, постоянно уменьшающейся концентрации внимания. Их острые всплески энергии хорошо подходят для нужного количества информации. Они могут легко отсканировать страницу с пунктами быстрой и значимой информации, решить несколько единиц микро-задач
Абрина Томпкинс, специалист по обучению, объясняет это более четко: «Физиологически ваши нейроны заинтересованы и бдительны не более 20 минут подряд. По истечении этих 20 минут ваши нейроны переходят от полноценного оповещения к полному коллапсу, и для полного восстановления этих нейронов и возврата к общему состоянию бодрствования требуется от двух до трех минут. Если перерыв длится дольше трех минут, вы перенаправляете свое внимание ».
Контент (задача) небольшого размера легче усваивается, понимается и запоминается. Фактически, в соответствии с теорией информационных процессов Джорджа Миллера, объем внимания ученика и кратковременная память ограничены обработкой информации кусками. Вот почему приверженцы такой теории предлагают разбивать контент на небольшие, управляемые разделы (задачи), а не просто сбрасывать бесконечные цепочки текста (слайдов). Этот метод делает обучение более управляемым и легче интегрируется в долговременную память. Оказавшись в долговременной памяти, учащиеся могут запомнить это и перенести знания в свои повседневные задачи.
Для лучшей и более сплоченной структуры эксперты предлагают сгруппировать похожий контент, чтобы учащиеся могли сразу увидеть ключевые моменты и не отвлекаться на нерелевантную информацию. Разделение на части в соответствии с категорией, релевантностью или любой другой переменной облегчает учащимся обработку и запоминание информации. Это позволяет им лучше ассоциировать, вспомнить и сосредоточиться на определенной группе информации.
Для многих компаний микрообучение также подразумевает получение максимальной выгоды при минимальных затратах. Речь идет о создании коротких, но актуальных блоков информации, основанных на потребностях учащихся и бизнес-модели компании
Этот подход позволяет использовать принцип Парето (или 80⁄20). Это жизненно важные 20%, которые отвечают за 80% ваших положительных результатов электронного обучения. Затраты снижаются, а рентабельность инвестиций в обучение персонала увеличивается
Сегодняшние ученики плавают в огромном море информации. Они завалены данными, поступающими с разных устройств, сообщениями из разных чатов, потоком социальных статусов
Микрообучение, в отличие от традиционного подхода, направлено на удовлетворение потребностей современных учащихся. Микрообучение идеально подходит для насыщенного информацией образа жизни, позволяет получать доступ к маленьким порциям информации в любое время и в любом месте. Нет больше длинных лекций, никаких жестких графиков. Теперь люди могут учиться в свободное время и изучать только то, что им интересно
Принципы эффективного микрообучения:
Краткость: продолжительность каждой единицы контента (или задачи) определяется ожидаемым результатом обучения и форматом контента (вопрос, задача, видео, презентация, анимация и т.п.) и варьируется в среднем от 1-2 до 5-10 минут
единицы контента гранулированы: самодостаточны, автономны, но представляют часть чего-то большего
при сокращении контента растет роль контекста: истории/ассоциации удерживают внимание и запоминаются
возвратность (рекуррентность) контента
немедленная практическая применимость
холистический подход
контент быстро создаётся, гибкий, заменяемый
Сходные определения микрообучения:
Bite-sized learning («порционное» обучение)
Nano-learning (нанообучение)
Subscription learning (обучение по подписке, абонементное обучение)
Capsule learning (капсульное, ампульное обучение)
Learning nugget (обучающая крупица)
Leaning-on-the-go (обучение «на ходу»)
Примеры микрообучения:
ответ на вопрос
решение задачи
чтение абзаца сообщения
микроигра
прослушивание аудиофайла или просмотр видеоклипа
использование флеш-карт (кратковременная демонстрация карточки с определённой информацией)
запоминание слова
Наиболее релевантным является применение микрообучения для линейного менеджмента (аналогия - муштра солдат), но также подходит и для обучения среднего и высшего менеджмента
Доступ к материалам для освоения через мобильный телефон
Максимальное количество задач (заданий) по изучаемой теме
Моментальная обратная связь обучаемому (на ошибках учатся)